Прочитала на нашем сайте про обряд камлания и скажу честно, еле дочитала до конца материал, т.к. взят он был из интернета и написан тяжело и непонятно для простого читателя. Поэтому захотелось написать про это так, чтобы люди поняли насколько это интересный обряд и таинственный по сути своей. Пишу свои собственные мысли, т.к. касалась с этим обрядом не только по наслышке.
Начну с объяснения, что такое камлание. Камлание – это символическое путешествие шамана в мир духов, во время которого он общается с духами и сверхъестественными силами. Обряд всегда сопровождается пением, ударами в бубен и заклинаниями. Шаман наделён особыми способностями и вся его жизнь связана с совершением определённой работы в мире духов – лечением болезней, вызовом дождя, беседами с умершими. Во время камлания душа шамана покидает тело и путешествует по другим мирам (светлым и тёмным). В своих действиях шаман всегда опирается на природные силы, являясь проводником их, а не преобразователем. Поэтому лечение, проводимое шаманом, связано с приведением в соответствие с природой и духами того, кого он лечит. С шаманской точки зрения, существует лишь две главных причины недомогания: в человеческом организме находится нечто, чему там не место и в организме отсутствует нечто, что должно там находиться (энергия и жизненная сила).
Первый сеанс камлания шаман начинает сидя, в руках у него бубен и колотушка. Поет сначала тихо, с придыханиями, присутствующие отвечают негромкими возгласами. Затем поет все громче, с резкими придыханиями и всхлипываниями, иногда шипением, постепенно приводя себя в состояние транса. Встает, начинает приплясывать, почти не сходя с места, слегка приседая, глаза его все время закрыты. Бьет в бубен все сильнее, особенно громкий звук получается, когда он бьет колотушкой по ребру бубна. В момент наибольшего возбуждения мерно стучит в бубен и почти уже не поет, на лице появляется блаженная улыбка. Ритмичный стук бубна, ритм пения завораживают, гипнотизируют окружающих (и самих духов). Несколько раз он вызывает ударами бубна духов-помощников.
Второй сеанс (после небольшого отдыха) начинается с мерных, ритмичных ударов в бубен, сменяемых быстрыми ударами — шаман вызывает духов. Потом начинает петь, стуча в бубен и приплясывая. Затем снова мерные то затухающие, то все более громкие и частые удары в бубен. Манера пения своеобразная и ритмичная, с придыханиями. Лицо то строгое и важное, то блаженно улыбающееся, глаза закрыты или полузакрыты. Движения мерные, покачивания тела на ногах не сходя с места.
Необходимо, чтобы во время камлания пение не прерывалось ни на минуту. Песня звучит непрерывно, при вздохе шамана ее подхватывает его помощник, а во время больших камланий поют все сидящие вокруг. Пение в процессе камлания реализует связь между людьми и существами потустороннего мира и эта нить не должна обрываться. Вот почему поют всю ночь. Ритм также является очень важным элементом камлания, т.к. он подчиняет духи воле человека. Вот почему ритмичные звуки, издаваемые с помощью голоса или бубна, а так же ритмичное движение занимают такое важное место в камлании.
Базовых ритмов восемь. Эти ритмы согласовываются с восемью чакрами человека. Каждый ритм также имеет свое предназначение и название. Нет смысла их все здесь описывать, вряд ли кто-то станет пытаться их повторить. Перечислю их названия: ритм змеи, оленя, черепахи, быка, цапли, паука, медведя, тигра.
Очень важно и направления движения шамана во время камлания. Обычно он движется по кругу. Есть четыре таких круга: созидающий небесный круг, гармонизирующий небесный круг, созидающий земной круг, гармонизирующий земной круг. Во время движения по любому из данных кругов шаман обязательно придерживается определённого направления. Так например движение по созидающему небесному кругу начинается с юга, продолжается на восток, после на запад и заканчивается в северной стороне. Движения по оставшимся кругам так же строго определены по направлениям света.
Кроме того существуют асты и жертвы духам. Асты – это общее название тех вещей, которые отдаются шаману в уплату за камлание. Часто шаману дают разноцветные ленты, которые он пришивает на шаманское платье. Ленты разных цветов обозначают различные задачи решенные при камланиях. Черная лента дается при излечении шизофрении, изгнании духов, наркомании. Красная лента – лечение различных физических травм. Узелки на ленточках – это победа над противниками. В узелки помещают души побежденных врагов.
Существуют так же базовые движения в тотемическом танце. Они так же подразделяются на отдельные танцы, последовательно идущие друг за другом и имеют каждый своё название: танец ворона, змеи, утки, коня, ястреба.
Важным моментом камлания является создание онгонов. Онгон – это вместилище для духа. Для таких вот вместилищ используются различные деревянные фигурки, тряпичные куклы , а также домашние животные. Онгоны служат оберегом, а также средством передвижения шамана между мирами. Самый распространенный вид онгона – онгон из соленого теста. Он делается так: в миске смешивается соль, мука и масло. Тонкой струйкой в полученную массу вливают воду. Смесь постоянно нужно перемешивать чтобы не образовались комочки. Полученное тесто выкладывают на доску посыпанную мукой и раскатывают до толщины 0,5 см. Из теста вырезают фигурки различных животных. Когда фигурки готовы их разлаживают на смазанном жиром противне и выпекают в духовке при минимальной температуре всю ночь. После просушки онгоны раскрашивают и прикрепляют на кожаную ленточку. Где-то раз в неделю онгон «кормят» обрызгивая его молоком. Следует помнить, что онгон без вселенного в него духа является лишь обычной вещью.
Для снятия всякой скверны и накопленной в человеке «грязи» происходит освящение стихиями. Это занимает несколько дней. День первый – очищение стихией Воздуха, день второй – очищение стихией Воды, день третий – очищение стихией Земли, день четвертый – очищение стихией Огня. Все эти освящения, на мой взгляд очень интересные и зрелищные.
Во время камлания существует большое количество обрядов, всё зависит от цели. Описания каждого из них займёт много времени и места на этих страницах, да и не каждому это интересно, поэтому лишь перечислю несколько, чтобы стало понятно многообразие самого процесса камлания. Вот некоторые их них: ритуал дождя, обряд четырёх сторон света, обряд очищения жилища, освящение обрядового круга, путешествие в Верхний мир, пробуждение бубна, создание Обоо, обряд благодарения духов, обряд приглашения духов, ритуал огня. Каждый по-своему интересен и познавателен. Для примера приведу описание двух из них.
Ритуал Огня
Ритуал следует проводить в лесу, не принимая при этом пищи. Когда стемнеет следует разжечь костер, сесть в позу Орла и сосредоточенно смотреть на огонь. Нужно настроить себя на контакт с Хозяйкой Огня. Она может явиться в образе обнаженной девушки или старухи. В любом случае при установлении контакта вы сможете приобрести надежного защитника на всю жизнь. Начните танцевать, обходя костер по ходу Солнца. Думайте о том, что этот танец вы посвящаете Хозяйке Огня. Делайте волнообразные движения руками и бедрами имитируя языки пламени.
Во время танца очень важно расслабиться. Лучше всего снять потом с себя всю одежду, чтобы еще теснее вступить в контакт с огненной стихией. Можете представить себя огнем и копировать движения языков пламени. Мысленно впустите Огонь внутрь себя, почувствуйте родство с Хозяйкой Огня.
Окончив танцевать покормите Огонь. Брызните на пламя маслом и положите поверх пламени красный лоскуток. При этом проговорите следующее:
Мать Огонь, Хозяйка всех огней.
Прими мое подношение!
Даю тебе его от чистого сердца.
От чистого сердца, подобного пламени.
Пусть в чистом пламени
Сгорят все мои невзгоды и беды!
По окончании обряда поблагодарите Хозяйку Огня.
Обряд Приглашения Духов
Сядьте где-нибудь в тихом месте. Можно для этих целей выбрать лес или поле, но особого значения место не имеет. Возьмите в руки бубен и начните стучать в него. Удары должны быть умеренными, не громкими. Перед тем, как начать очистите себя окуриванием (жгут можевельник, дым трижды должен окутать всё тело). Начинайте обряд с призывания духов-помощников, стараясь собрать их вокруг себя. Усядьтесь поудобнее и начните негромко и неторопливо стучать в бубен. Пусть ваше внимание сосредоточится на стремлении вступить в контакт с духами. Пусть удары бубна вознесут ваши стремления к духам. Вообразите, как вокруг вас собираются духи. Продолжайте бить в бубен, сохраняя ум спокойным и восприимчивым. Знаки присутствия ваших духов могут появиться неожиданно. Это может быть внутренний голос, видения. Возможно, вы увидите нескольких духов, либо получите сведения об их имени или о том, что они желают сделать через вас. Ощутив связь с духами, позвольте им действовать через вас. Общайтесь с ними столько, сколько вам нужно. Если духи захотят показать вам другие миры не отказывайтесь, с ними вы в безопасности. Ваши видения можете записать в дневник.
Как правила в конце камлание шаман иногда пользуется методикой под названием "танец силы", чтобы вывести энергию на поверхность. Отождествляясь с дружественной энергией и подражая движениям живого существа, чьи атрибуты принимает эта энергия, иногда даже копируя животные звуки, шаман обретает внутреннюю гармонию. Танец силы, исполняемый в состоянии обычного осознания, дает шаману возможность прикоснуться к источнику силы, заключенному в измененном состоянии осознания. Иными словами, танцор находится в "сумеречном" состоянии, где встречаются оба измерения. По этой причине глаза его во время танца прищурены, чтобы приобрести "сумеречное" зрение, позволяющее видеть скрытое от физических глаз. Это путь к использованию энергетического потенциала. Танец силы служит средством, позволяющим почувствовать в себе этот потенциал и отождествиться с ним.
Ну вот то немногое, что я смогла вам описать. А если честно, то обряд этот трудно поддаётся описанию, его лучше увидеть самому, соприкаснувшись с сокровенным.